Руководство для игроков

Руководство для игроков

Роль игрока в настольной ролевой игре довольно очевидна: вообразите, что вы кто-то другой, придумайте, чего вы хотите, решите, что будете делать, чтобы этого добиться и, наконец, описывайте свои действия другим участникам игры. Да, всё настолько просто. Конечно, есть кое-какие тонкости, которые позволят любому игроку вложиться в игру по максимуму и получить при этом максимум удовольствия. Вот лишь некоторые из них:

  • Создавайте интересных персонажей;
  • Участвуйте в повествовании;
  • Будьте фанатами персонажей других игроков;
  • Оставляйте простор для развития своего персонажа;
  • Выстраивайте связи с другими персонажами;
  • Вовлекайте в повествование других игроков.

Давайте-ка рассмотрим их поподробнее.

Создавайте интересных персонажей

Любая НРИ, в которую вы соберётесь сыграть, расскажет вам, как именно создавать своего персонажа игрока: какие игровые параметры необходимо определить, какое имя ему дать и т.д. Однако стоит помнить, что персонаж игрока – это не только буквы и цифры на бланке персонажа. Любой персонаж – это сумма его целей, мотивов и методов.

Всё что вам нужно, это ответить на три простых вопроса:

  • Чего хочет ваш персонаж?
  • Почему он этого хочет?
  • Как ваш персонаж намерен добиться желаемого?

Два персонажа с одинаковыми параметрами будут сильно отличаться друг от друга, если ответить на эти три вопроса по-разному. Проиллюстрируем это утверждение небольшим примером:

Представьте двух изобретателей – Тобиаса и Персефону – одинаково умных, смелых, выносливых и проворных малых, абсолютно идентичных с точки зрения правил игры. При этом Тобиас хочет изобрести машину времени, чтобы вернуться в прошлое и остановить тирана прежде, чем тот вознесётся к вершинам власти, и ради достижения этой цели готов пойти на любой риск. Персефона же мечтает построить космический корабль, на котором свободные люди Земли смогут улететь на поиски нового дома, но отказывается нарушать ради этого даже самые деспотичные законы.

И вот перед вами два совершенно разных персонажа, которые коренным образом отличаются друг от друга, несмотря на полную идентичность с точки зрения правил игры.

Ещё более интересный вариант – когда два персонажа отвечают на один вопрос одинаково, а на остальные – по-разному. Такой подход создаёт сюжетное напряжение, конфликт – либо внутренний (если оба этих персонажа – персонажи игроков), либо внешний (если один из них – персонаж ведущего). Например:

Двое рыцарей – Гвен и Орион – задались целью отыскать Священный Грааль, однако Гвен хочет найти Грааль, чтобы исцелить свою младшую сестру, а Ориону Грааль нужен, чтобы объединить свой разобщённый рыцарский орден и стать его гроссмейстером. Гвен намерена добыть Грааль, сразив и, если понадобится, убив любого, кто встанет у неё на пути. Орион рассчитывает на хитрость – он планирует внедриться в ряды тёмного культа, похитившего Грааль и, обретя святыню, скрыться под покровом темноты.

Таким образом, мотивы Гвен противоречат мотивам Ориона: она не сможет исцелить свою сестру, если Орион запрёт Грааль в монастыре своего ордена, и наоборот. Более того, если товарищи по ордену узнают, как именно Орион добыл Грааль, они сочтут его презренным трусом, а готовность убивать противоречит стремлению Гвен использовать Грааль во имя исцеления…

Создавая цельного, объёмного персонажа, вы облегчаете работу не только ведущему, но и себе самому – отныне вам не нужно мучительно размышлять на тему «что делать дальше» – цели, мотивы и методы вашего персонажа сами ответят на этот вопрос!

Участвуйте в повествовании

За столом главная задача игрока – это выжать всё возможное из ситуации в том виде, в котором её преподносит ведущий. Конечно, описывать ситуации и подбрасывать  проблемы, которые персонажам предстоит решать, – это задача ведущего, но ведущий не может продумать всё и описать каждую деталь. Более того, в этом нет нужды! Работа игрока – задавать вопросы, обдумывать ответы и предпринимать зрелищные и драматические сюжетные ходы.

Ведущий описывает пыльную библиотеку, в которую только что юркнул целый выводок уличных беспризорников. Оливия (Орион – это её персонаж) спрашивает у ведущего, не видны ли в пыли отпечатки их ног, по которым можно было бы узнать, куда они побежали. Ведущий отвечает, что единственные следы, которые он видит, принадлежат самому Ориону и его спутнице – Гвен. Орион сообщает это Гвен, и Гас (Гвен – его персонаж) спрашивает ведущего, знает ли Гвен о существовании заклинаний левитации, которыми могли воспользоваться беглецы. Ведущий отвечает, что такие заклинания существуют, но гильдии волшебников ревностно оберегают свои секреты, а это значит, что  «беспризорники», возможно, совсем не те, за кого себя выдают.

Мыслите нестандартно, не бойтесь задавать неожиданные и наводящие вопросы. Ни ведущий, ни остальные игроки не знают, что будет дальше, и им интересно, чем кончится дело, ничуть не меньше, чем вам!

Подробнее о повествовании рассказано в «Напутствии для ведущих».

Оставляйте простор для развития персонажа

Хороший персонаж игрока попадает в игру незавершённым, и на то есть своя причина. По той же самой причине никто не раскрывает все детали личности и биографии главного героя сериала в первом же эпизоде. Лучший способ быть хорошим игроком – и постоянно улучшать свои навыки – это создавать персонажей, оставляя простор для их роста и развития. Не бойтесь импровизировать, экспериментируйте за столом, пусть ваш персонаж принимает неожиданные решения. Не давайте деталям, которые вы уже знаете о своём персонаже, ограничивать ваш выбор. Принимайте решения, не подстраиваясь под мнение тех, кто считает, что ваш персонаж должен поступить иначе.

Конечно, если вы решили совершить какой-то неординарный поступок, будет не лишним уделить минутку, чтобы объяснить, почему персонаж поступает именно так, и не иначе. То же самое касается ситуации, в которой к нежелательным последствиям приведёт именно соответствие образу персонажа (как в примере ниже). Объясняя свой ход мыслей, вы позволяете другим игрокам и ведущему взглянуть на происходящее глазами своего персонажа.

Гвен, рыцарь Грааля, сходится лицом к лицу с драконом, охраняющим вожделенный золотой кубок. Дракон дышит огнём, и в языках пламени Гвен является видение, из которого становится ясно, что эта старая драконица, последняя в своём роду, высиживает последнюю в мире кладку драконьих яиц… Если Гвен убьёт или хотя бы серьёзно ранит её, яйца погибнут, и драконы исчезнут с лица земли раз и навсегда.

Методы Гвен велят ей убить любого, кто встанет между ней и Граалем, но Гас – игрок – решает, что Гвен не готова ради своей цели губить целый вид разумных существ, и объясняет это своим товарищам по игровому столу. Так что Гвен убирает меч в ножны, садится и заводит с драконицей разговор.

Гвен общается с драконом один на один, поэтому Орион остаётся в неведении о том, что без Грааля драконица умрёт от старости прежде, чем вылупится новое поколение драконов. Оливия объясняет, что Орион сохраняет верность своим убеждениям, и пока Гвен отвлекает дракона разговором, пробирается в гнездо и крадёт Грааль.

Выстраивайте связи

Один из лучших способов облегчить работу себе, ведущему и другим игрокам – выстроить связи между своим персонажем и персонажами других игроков. Эти отношения могут сложиться как в процессе игры, так и до её начала – персонажи игроков могут быть родственниками, старыми друзьями, бывшими врагами, любовниками и т.д. Кроме того, никто не мешает использовать оба подхода и развивать давние отношения по ходу игры. Например:

До начала игры Гас и Оливия решили следующее: Орион – старший брат Гвен, они росли вместе, но в юности их пути разошлись, когда они поступили на службу в разные рыцарские ордена.

Во время одного из приключений Орион придумал рискованный план, который удался, но кое-кто из его друзей сильно пострадал. В эту ночь Гвен решила побеседовать с братом у походного костра и спокойно объяснить ему, что истинной причиной произошедшего была самонадеянность Ориона. Проникнувшись словами Гвен, Орион оценил её мудрость, и решил, что теперь, прежде чем бросаться претворять свои планы в жизнь, станет обсуждать их со своей младшей сестрой.

Подобные связи позволяют вам и вашим товарищам-игрокам раскрывать внутренний мир персонажей и, в конечном счёте, идут лишь на пользу истории. Кроме того, связи дают ведущему различные сюжетные зацепки и драматические детали, благодаря которым приключения ваших персонажей станут ещё более захватывающими!

Будьте фанатами персонажей других игроков

Как и герои какого-нибудь сериала, Персонажи игроков – это главные действующие лица разворачивающейся за вашим столом истории. Конечно, вам, как и любому телезрителю, никто не запрещает иметь своих любимчиков, но за игровым столом все игроки должны переживать за персонажей других игроков точно так же, как за собственных. Если они добиваются успеха – порадуйтесь за них! Если их постигает неудача, ждите, затаив дыхание, что будет дальше!

Общайтесь друг с другом между игровыми встречами, выясняйте причины поступков персонажей игроков, задавайте друг другу вопросы. Почему Гвен не атаковала дракона? Почему Орион считает, что его погоня за властью в ордене важнее судьбы целого разумного вида?

Такая взаимная поддержка между игроками очень важна и имеет огромное значение вне зависимости от того, как именно относятся друг к другу ваши персонажи. Все конфликты между персонажами должны оставаться там, где им самое место – в игре. Если действия одного из персонажей не нравятся вам как игроку, скажите об этом вслух. Задача игры состоит в том, чтобы все получали от неё удовольствие. То, что произошло в игре, при желании всегда можно изменить, в конце концов, игра – это всего лишь плод вашего коллективного воображения!

И помните – тот факт, что вы являетесь пусть даже самым ярым фанатом персонажей других игроков, не даёт вам права их контролировать. Вы должны играть своего персонажа, чтобы выяснить, как поступят остальные и вместе узнать, куда после этого повернёт ваша общая история.

Вовлекайте в повествование других игроков

Этот пункт в значительной степени связан с предыдущим. Будучи фанатом персонажей других игроков, вы должны следить за игроками, «выпадающими» из игры. Быть может, в текущей сцене персонаж игрока играет второстепенную роль, и тот просто решил передохнуть? Но что если игра движется слишком быстро и игрок попросту не поспевает за стремительным развитием сюжета?

Помните, что ведущий может быть слишком занят игровым миром и активными игроками, поэтому если вы видите, что персонаж одного из игроков давно не был в фокусе повествования (или если сами хотите немного передохнуть), можете просто передать эстафетную палочку всеобщего внимания другому игроку. Спросите игрока, что делает его персонаж, или попросите его помочь вам. Вовлеките персонажа игрока в происходящее, и игрок втянется вместе с ним.

Роли игрока и ведущего одинаково важны

Роль игроков, собравшихся за игровым столом, не менее важна, чем роль ведущего, и все они обладают равной властью над тем, как будет развиваться общая история. Существует мнение, что для того, чтобы лучше понять, что значит быть игроком, нужно хотя бы раз побыть ведущим. Если вы чувствуете, что готовы (если нет, то, возможно, прочтение «Напутствия для ведущих» убедит вас в обратном), обязательно попробуйте, каково это – побывать по другую сторону игрового стола.

Впрочем, и умение быть игроком, и умение быть ведущим – это навык, который улучшается со временем. Не стоит ожидать, что у вас всё пройдёт гладко с первого раза, но и отчаиваться тоже не стоит! Продолжайте играть, и этот процесс будет с каждой игровой встречей доставлять всё больше удовольствия.

Ваш город - Санкт-Петербург,
угадали?
Перейти на мобильную версию сайта
Да, перейти Остаться на основной версии